О носках и обуви
Итак, при входе в небольшую прихожую гэнкан японцы оставляют верхнюю одежду и, по старинному правилу, снимают свои ботинки, которые сразу же ставят на увлажненные кругляки таким образом, чтобы можно было легко, как бы с ходу надеть. На пол в японском доме не полагается ступать теми же ботинками, в которых ходят по грязной дороге. Ведь уличную пыль главным образом приносят на обуви. Японцы надевают легкие туфли и проходят в комнату. Но когда с дощатого пола, зеркально отполированного, им нужно войти в комнату с циновочным полом, они снимают и эти легкие туфли.
Таби
Ходить по циновке принято лишь в специальных матерчатых носках таби , или в обычных носках. Таби - это наиболее распространенные в народе носки особого покроя - они имеют выделенный большой палец, и это делает их похожими на копытце. Они предназначены не только для комнаты, но и для пользования национальной обувью – варадзи , гэта и дзори. Часто таби, изготовленные из прочного материала, носят и без обуви, особенно в деревне. Таби считаются очень удобными при ходьбе по земле и во время работы в поле. До Второй Мировой войны и в первые послевоенные годы дома японцы носили носки таби - в большинстве случаев – только белого цвета - или же ходили босиком. В последнее время все больше японцев предпочитают дома ходить в тапочках европейского типа, существуют и обыкновенные тапочки суриппа.
Мягкие тапочки непременно следует снять при входе в комнату, оборудованную в японском стиле (то есть комнату с татами), а такие комнаты, есть в большинстве японских не только индивидуальных домов, но и городских квартир. В случае, если дом построен в традиционном японском стиле, гэнкан — это не просто прихожая, где снимают обувь, но и место исполнения своего рода ритуала - войдя туда, следует известить приветствием о своем приходе и дождаться хозяев, а получив приглашение, войти, снять обувь и подняться на деревянную ступеньку, называемую сикидай — «церемониальная ступень», предназначенную для встречи и проводов гостей. В квартирах гэнкан, как правило, имеет условную границу, хотя нередко прихожая несколько «заглублена» относительно поверхности пола в квартире. В XVII в. устраивать гэнкан с сикидай стали самураи, затем купцы, а потом и простой народ.
Еще существует такой вид домашней обуви, как сицунайбаки. Часто это слово переводят как «тапочки», но изначально этим словом называли специальные плотные носки, которые надевали на тренировках во время занятий традиционными японскими боевыми искусствами. Теперь же так называют и плотные хлопковые или шерстяные носки, которые пользуются большой популярностью у японок (из-за множества ярких оттенков и приятного глазу дизайна) и спасают ноги японцев в холодные зимы, ведь до сих пор в японских домах нет центрального отопления.
Toire surippa
Существует и еще один, совершенно особый вид домашней обуви у японцев – это специальные «туалетные тапочки» тоирэ суриппа. Они будут ждать вас при входе в японскую ванную или туалет. Механизм здесь следующий - заходите в туалет – меняете обычные тапочки на туалетные, выходите – совершаете обратную процедуру. Сделаны такие тапочки обычно из пластика или резины, но иногда бывают и «мягкие сверху», но все же прорезиненные внутри. Если в японском магазине вам придется выбирать тапочки, вы легко сможете понять, какие из них – «туалетные». Такой «фокус с переодеванием» преследует несколько целей – во-первых, так будет более гигиенично. А во-вторых, окружающие без лишних слов поймут, что в туалете кто-то есть. Самое главное – не забыть переодеть «туалетные» тапочки при выходе из данного заведения. Обычно иностранцы, не привыкшие к такой традиции, забывают поменять тапочки и становятся предметом «подхихикивания» со стороны японцев. Хотя и среди японцев есть невнимательные люди, которые забывают переодеть тапочки.
Гэта
Гэта – традиционная японская обувь, весьма неудобная по меркам европейцев, однако, японцы в ней не один век ходили, бегали, воевали – словом, вели активный образ жизни и ничуть не смущались неудобностью. Внешне гэта выглядят следующим образом - деревянная платформа покоится на двух поперечных брусочках, которые в зависимости от надобности могут быть довольно высокими. На ноге всё это крепится посредством двух шнурочков, протянутых от пятки к передней части гэта и проходящих между большим и вторым пальцами. Форма гэта была одинаковой для обеих ног, сверху они напоминают самые обычные прямоугольники.
В Японию гэта попала, как водится, из Китая и первоначально носились в среде буддийских монахов и простонародья, что легко объяснимо - в силу особенностей национального сельского хозяйства, в гэта на высокой танкетке чрезвычайно удобно культивировать рис, а также снимать плоды с деревьев (для этого использовалась самая высокая танкетка), собирать дары моря, ну и передвигаться в дождливую погоду и слякоть. И только с течением времени гэта стали носить и аристократы, разумеется, эти гэта были не чета простонародным и украшались самым различным образом, в частности, женские гэта покрывались позолоченной парчой, украшались различными рисунками и колокольчиками. Мужская обувь была более сдержанной в этом плане и тут основное внимание уделялось выбору породы дерева, наносимой на поверхность резьбе и лакировке.
Варадзи
Варадзи - один из видов традиционной японской обуви. Сплетенные из рисовой соломы или пеньки, они имели весьма незначительный срок службы, что компенсировалось простотой изготовления и доступностью материала. Полоски сплетенной соломы о, каёси проходили через петли, закрепленные в подошве по бокам и на пятке, и завязывались на лодыжке, фиксируя обувь на ступне. Варадзи существовали в нескольких вариантах, различаемых по количеству боковых петель ти. Большой популярностью пользовался простой вариант ёцудзи с четырьмя боковыми петлями для крепления. Вариант муцудзи был посложнее - с шестью боковыми петлями, и имел меньшую популярность. Тем не менее лучше использовать муцудзи, так как при использовании большего количества петель обувь плотнее сидит на ноге и лучше препятствует попаданию между подошвой и ногой мелких камешков и сора. Варадзи лёгкие, в них можно ловко и проворно ходить, и они недороги в изготовлении, так что в старые времена их носили младшие чины, строительные рабочие и простые люди во время поездок. Некоторые рыбаки до сих пор носят варадзи в горных ручьях, чтобы покрепче держаться на ногах.
Варадзи носили и ниндзя, но они были не из соломы. Их плели из хлопчатобумажной нити или бычьей кожи, что делало их чрезвычайно прочными. Для еще большего повышения прочности, а также на тот случай, если ниндзя вдруг наступит на «каштан» или оступится в волчью яму, в подошву вплетали конские либо женские волосы, а также укрепляли ее корой дерева мокугэ. Для этого кору сначала вымачивали в воде, потом расплющивали деревянным молоточком, пропитывали жиром черепахи и небольшими кусочками подшивали к подошве. В результате даже меч или копье не могли ее проткнуть. Интересно, что похожие по конструкции варадзи вплоть до второй мировой войны имели широкое хождение на территории бывшего княжества Огаки Тода, только там вместо коры к подошве, подобно чешуе, пришивали металлические пластиночки. Назывались они «канэ-но варадзи» — «железные варадзи».
Существуют различные способы одевания варадзи, такие как накати-нуки, ёцу-тигакэ, такано-гакэ. Способ крепления мог зависеть от использования варадзи и целей, возлагаемых на них. Традиционно варадзи одевались таким образом, что пальцы ног выступали за край подошвы, а задняя часть подошвы поднималась и обхватывала пятку.
Дзори
Дзори отличаются от варадзи отсутствием завязок. Материал изготовления тот же - из рисовой соломы.
Асинака
Асинака представляют собой "обрезанную версию" дзори. Передняя часть ступни находится на платформе, пятка на земле.
За информацию спасибо Сообществу Anime_Manga