Человек знакомый с историей Японии, согласится, что агрессивность одна из её черт. Здесь и целая череда войн, и милитаризм, и самураи с камикадзе. Тем удивительней, что народу с такой богатой военной традицией удалось создать столь миролюбивое общество. В подтверждение на Островах долгое время сохраняется самый низкий из всех развитых стран уровень преступности. Это традиционно объясняется менталитетом якобы предрасположенным к законопослушанию. Своя доля истины в этом есть, но японские власти главную причину видят в другом. А именно в специальных просветительных программах и адекватном законодательстве. Хотя и здесь при всей благости в последнее время наблюдаются тревожные тенденции.
Основополагающим документом, определяющим общественную и политическую жизнь страны, является её конституция. Принятая в Японии в 1889 году во многом копировала российскую и стала причиной установления на тот период крепостного строя. Просуществовала она до 1947 года, когда американцы с целью разрушения устоявшихся общественных связей навязали Японии конституцию, написанную по западным образцам. Непосредственное влияние оккупанты оказали и на японское право, которое впрочем, до сих пор в большей степени является романо-германским.
Большое значение для японского неуголовного права имеют обычаи («гири»). Это так называемый комплекс норм принятых в обществе. Они служат для регулирования межличностных отношений. Например, между родственниками и сослуживцами. Японское законодательство делиться на четыре вида права: гражданское, трудовое, семейное и уголовное. Любопытно, что семейное право хоть и провозглашает равенство супругов, но на деле существует приверженность традиции, согласно которой жена находится в подчинении у мужа.
Послевоенные изменения практически не затронули Уголовный кодекс принятый ещё в 1907 году. С тех пор он только дополнялся и расширялся. Такой подход привёл к тому, что на данный момент Япония имеет один из самых гибких УК, предполагающий широкий диапазон наказания за одно и тоже преступление. Например, за убийство (статья 199) может последовать как смертная казнь, так и заключение сроком всего на 3 года. В таких условиях первостепенное значение имеет профессиональная подготовка судебного корпуса. Тут на помощь и приходит вековая традиция. Вместо того чтобы после каждого социального или политического потрясения менять законы, японцы старательно улучшали существующие. Однако не стоит думать, что японское право консервативно до слепоты. Оно скорее адаптивно. Например, с демократизацией государства в него с лёгкостью вписали нормы социальной защиты, не изменив его духа.
Японский Уголовный кодекс предполагает шесть видов наказания:
1. Малый штраф.
2. Штраф.
3. Уголовный арест (от 1 до 30 дней).
4. Лишение свободы с принудительным трудом и без него (от одного месяца до 20 лет).
5. Смертная казнь.
6. Конфискация имущества.
В том числе, благодаря разумной политике в сфере законодательства, Япония признаётся одной из самых безопасных стран в мире. Коэффициент преступности в ней составляет немногим больше 1400, что в 4-5 раз меньше других развитых стран. Причём на Островах нет практики замалчивания «несерьёзных» правонарушений. Поэтому основная часть двух миллионов преступлений, ежегодно совершаемых там, приходится на автотранспортные, кражи и прочие «мелкие». Что же касается тяжёлых, то тут сравнение ещё более не в пользу для остальных стран. Если, к примеру, в США на 100 тысяч жителей приходятся более 200 ограблений, в Великобритании 110, то в Японии всего 2! Тоже самое касается убийств. Надо сказать, не смотря на то, что общее число преступлений, начиная с 1960 года, выросло в 1,5 раза, количество тяжких, в том числе убийств, за это же время снизилось почти в два раза.
Было бы опрометчиво эти успехи приписывать только разумному законодательству и развитой судебной системе. Большую роль играет профилактика правонарушений. Многие государственные организации (полицейские, судебные и др.) занимаются широкой просветительской работой, цель которой повышение правовой грамотности граждан. Издаётся большое количество юридической литературы. Ведётся пропаганда законного образа жизни и сотрудничества с правоохранительными органами. Ежегодно выходит «Белая книга», которая разъясняет населению позицию государства и вызывает на открытый диалог по вопросам связанным с преступностью.
Однако нельзя сказать, что Япония этакий островок благополучия в мировом кризисе нравственности. Для этого она слишком сильно интегрирована во все цивилизационные процессы. А за интеграцию приходится «платить» не только высоким уровнем жизни, но и низким уровнем морали. Мене всех защищены от такого влияния дети. Когда современная агрессивная развлекательная продукция вступает в конфликт с традиционным воспитанием, то зачастую последняя проигрывает по всем статьям. К чему приводит подобное, мы можем наблюдать в нашей стране, начиная с конца 80-х. Не избежала похожих проблем, к счастью в меньших масштабах, и Страна восходящего солнца. Их следствием стал неумолимый рост подростковой преступности. Младшей возрастной группе (меньше 14 лет) в последние годы этот рост доходит до 50% для тяжких правонарушений - убийств, грабежей и т.д. Многие жители Островов боятся, что Япония теряет молодое поколение. Общее число преступлений совершаемых подростками от 14 лет и старше на этом фоне растёт не значительно, всего несколько процентов в год. Но доля тяжких и особо тяжких среди них, тоже увеличивается тревожно быстро (10-15%). Не стоит думать, что в этом конфликте поколений взрослым отводится роль жертв. Число преступлений против детей и подростков каждый год увеличивается примерно на 5%. Среди них преступления сексуального характера в течение 15 лет растут в среднем 3% в год, а жестокое обращение, в том числе с летальным исходом на 7%. Стоит заметить - в остальных странах эти тенденции принимают ещё более угрожающий характер. Поэтому есть надежда, что Страна Восходящего Солнца не только сможет их перебороть, но и послужит положительным примером для остального мира.
Важной составляющей японского криминалитета является якудза (японская организованная преступность). В прошлом 2007 году Главное полицейское управление страны сообщило, что общее число бандитов входящих в различные мафиозные структуры составляет 84 700 человек (по головам считали что ли?). Половина из них входит в самую влиятельную - "Ямагути-гуми". Ей значительно уступают «Сумииоси-кай» и «Инагава-кай». Отсутствие серьёзных столкновений между группировками говорит о стабильности в разделе сфер влияния. Это не может не беспокоить, как и то, что кланы активно осваивают новые виды преступной деятельности, уходя от оставленной для них отдушины - запрещённых азартных игр. Они контролируют рэкет, проституцию, торговлю наркотиками и незаконную манипуляцию недвижимостью (бандит он и в Японии бандит).
В Италии, США и к сожалению в России организованная преступность тесно связана с коррумпированными чиновниками. Не избежала этого и Япония. Однако там в отличие от вышеперечисленных стран взяточники не чувствуют себя вольготно. Чего только стоит громкое дело премьера К.Танака, по результатам которого он был отправлен в отставку, и приговорён (что характерно не к условному сроку). Искоренению якудза мешают не только связи во властных структурах. На их стороне и более чем тысячелетие традиции, такие как строгая иерархия, профессиональная подготовка и жестокость. Конечно якудза явление современное, но и в прошлом асоциальные элементы были настолько сильны, что представляли серьёзную угрозу даже для правящих династий. Да и эпоха перемен не могла не сказаться. Далеко не все кланы ниндзя и самураев, в разное время оказавшиеся не удел, спешили добровольно «рассосаться». На их основе выросла одна из самых известных в мире мафиозных структур.
Стоит заметить - не смотря на ряд объективных трудностей борьбы с якудза, японская полиция достигла в этом деле неплохих результатов: если в 1963 году насчитывалось 5216 группировок численностью 184 тыс. человек, то в 1976 году их было уже в два раза меньше - 2502, численностью 108 тыс. Начиная с 1995 г. когда был зафиксирован минимум в 79 тыс. гангстеров это число постепенно увеличивается. В результате в 2007 г. оно вернулось к значениям конца 80-х начала 90-х.
В 90-х годах в угаре беспредела наша страна стала перенимать опыт США, одной из самых неблагополучных, в плане борьбы с преступностью, стран. Результаты этой глупости мы пожинаем до сих пор. Думаю нашим законодателям из Думы и правоохранительным органам пора обратить внимание на более успешные примеры, такие как Япония. Чей опыт бесценен.
Немного истории:
Профессионального японского вора в эпоху Эдо почти с неизбежностью ждала смертная казнь. К ней приговаривали в случае, если стоимость похищенного им превышала десять рё. За один рё можно было купить 150 килограммов риса. Даже если это был не солидный вор, а мелкий воришка, всё равно его ждала та же участь - ведь суммы похищенного им плюсовались вне зависимости от времени совершения преступления – до той поры, пока они не составят искомые десять рё.
Понравилась статья, решил поделится х) На эту тему очень советую посмотреть режисера Такэси Китано х)